Наличие двух сигнальных систем в психике человека связано с деятельностью правого и левого полушарий мозга, первое из которых более ответственно за продуцирование образов и эмоций, а второе - слов и речи в целом. Относительное преобладание деятельности правого полушария мозга человека позволяет судить о преимущественности первой сигнальной системы, и преобладание левого полушария - о доминировании второй сигнальной системы. При этом левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое - левой (так называемая асимметрия мозга). Простейший тест для выявления относительного преобладания той или иной сигнальной системы состоит в неоднократном «схлестывании» или переплетении пальцев: если сверху всегда оказывается большой палец левой руки, то говорят об отнесении данного человека к художественному типу (первая сигнальная система); если сверху оказывается большой палец правой руки, то это указывает на мыслительный тип (вторая сигнальная система). TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
Индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность индивидуума к одному из трех типов людей, проявляются в общих и специальных способностях человека, его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей опирается на соответствующие задатки, представляющие собой некоторые анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека. Поэтому изучение врожденных индивидуально-типических особенностей высшей нервной деятельности является важным условием эффективного профессионального отбора.
Основные отличия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри. В результате было обнаружено, что человек, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда «отключали» левое полушарие, а «работало» одно правое, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого пространственно-образного.
При этом отличительной особенностью «правополушарного» - образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. «Левополушарное» же мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно и, в связи с этим, носит аналитический характер. Данное отличие было установлено еще И. П. Павловым, который писал, что «художников» захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а «мыслители» дробят ее, и тем как бы умертвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Устная речь Чтение Письмо Вербальное мышление Метр прозы и поэзии Ритм музыки Название цветов Классификация цветов Счет Правая часть внешнего пространства Интерпретация мимики и жестов |
Метафорный смысл речи Чувство юмора Эмоциональная окраска речи Интонация устной речи (просодия) Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве Пространственные координаты, общая пространственная ориентация Геометрия, игра в шахматы Восприятие "гештальтов" Левая и правая части внешнего пространства Распознавание мимики и жестов Узнавание лиц Эмоциональные реакции |
В последнее время появились исследования, которые продолжили и углубили изучение деятельности полушарий мозга человека. Обзор результатов этих исследований позволяет сделать вывод о двух различных типах мышления, двух различных стратегиях полушарий. Это различие сводится к принципам составления связного контекста из отдельных элементов информации: левополушарное мышление из этих элементов создает однозначный контекст, т. е. из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи. Правополушарное же мышление создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Иными словами, логико-знаковое мышление вносит в картину мира некоторую искусственность, тогда как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть.
Статьи и публикации:
Методы изучения химической среды живых клеток
Классические методы микроскопии позволяют судить о клеточной архитектуре, но не дают подробной информации о клеточной химии. Поддержание жизни возможно только при быстрой и точной регуляции концентрации таких важнейших метаболитов, как АТ ...
Время мифов
Вначале представления о мире у наших предков не слишком отличались от представлений о той местности, в которой они жили. Разве что мир казался покрупнее. Горы — больше домов и хижин. А могучие реки — шире и обильнее ручейков, питавших пол ...
Формирование
хромосомной теории
К концу ХIХ в. в результате повышения оптических качеств микроскопов и совершенствования цитологических методов возможно стало наблюдать поведение хромосом в гаметах и зиготах. Еще в 1875 г. Гертвиг обратил внимание на то, что при оплодот ...