Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе.
В этом вопросе с древности существуют две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого (так называемая теория абиогенеза); другая - теория биогенеза - отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направлений и происходила научная борьба в вопросе о возникновении жизни на всем протяжении истории науки. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
Долговременные исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения жизни. Основные из них: креационизм - божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда; концепция панспермии - внеземного происхождения жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
Согласно креационизму, возникновение жизни относится к определенному событию в определенном прошлом, которое можно вычислить. Так, в 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц.
Однако к тому времени, что и было обосновано позднее археологическими изысканиями, на ближнем Востоке уже существовала развитая цивилизация. Впрочем, вопрос о сотворении мира и человека именно указанным образом может считаться закрытым, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному.
Как альтернатива концепции креационизму, теория спонтанного зарождения жизни в историческом плане возникла в Вавилоне, Египте и Китае. В своих первоистоках она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю, и согласно этой концепции, определенные "частицы" вещества содержат некое "альтернативное начало", которое при определенных условиях может создать живой организм. Аристотель считал, что такое активное начало имеется есть в оплодотворенном яйце, солнечном свете, гниющем мясе. У Демокрита же начало жизни подразумевалось в иле, у Фалеса - в воде, у Анаксагора - в воздухе.
Аристотель на основе сведений о животных, которые поступали от воинов Александра Македонского и купцов-путешественников, сформировал идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление о "лестнице природы" применительно к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягушек, мышей и других мелких животных. Платон же говорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения.
С распространением христианства идеи самозарождения были объявлены еретическими, и долгое время о них не вспоминали. Однако позднее Гельмонт придумал "рецепт" получения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение - зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк.
Однако в 1688 г. итальянский биолог Франческо Реди серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви - это личинки мух, и сформулировал свой принцип: все живое - из живого. В 1860 г. Пастер показал, что бактерии могут быть везде и заражать неживые вещества, для избавления от них необходима стерилизация, получившая позднее название пастеризации.
Сторонники теории вечного существования жизни полагали, что на вечно существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не было выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли всегда существовали некоторые разрывы и неясности.
С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группа гипотез. Это – гипотезы панспермии и радиопанспермии.
Гипотеза панспермии, как гипотеза о возможности переноса жизни во Вселенной с одного космического тела на другие, вообще не предлагает никакого "механизма" для объяснения первичного возникновения жизни именно на Земле такое и "переносит" такое возникновение в какое-то иное место во Вселенной. Либих, например, считал, что "атмосферы как небесных тел, так и вращающихся космических туманностей можно считать именно вековечными хранилищами живых форм, как вечные плантации органических зародышей", откуда жизнь в конечном итоге и рассеивается в виде некоторых ее зародышей во всей Вселенной.
Статьи и публикации:
Функциональная схема
Конструктивная схема операционного аппарата установки приведена на
рисунке 2.
Рисунок 2. Конструктивная схема операционного аппарата установки
Операционный аппарат состоит из горизонтального ствола 1, установленного на вертикал ...
Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания
Как свидетельствуют современные данные, центры происхождения животных и районы их одомашнивания связаны – это места древних цивилизаций. В индонезийско-индокитайском центре впервые, по-видимому, были одомашнены собака, большинство пород к ...
Обобщения в области систематики
Огромный материал по описанию растений и животных, накопленный в предыдущих эпохах и его дальнейший рост в XVIII в. поставил ботаников и зоологов перед необходимостью разработки системы классификации.
Завершение систематизации накопленно ...