По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа:
1. художественный- преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением;
2. мыслительный- преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление;
3. уравновешенный
- 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе; TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
4. гениальный
- одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы.
Классификация типов ВНД по Красногорскому
· подкорковый (маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение речью;
· центральный – нелегкое овладение речью;
· корковый (избыточна контрольная функция коры);
Классификация Иванова-Смоленского6
· мнемовозбудимый тип – не тренированы тормозные процессы;
· мнемотормозный тип (жесткое воспитание);
· мнемозный (чрезмерная забота).
Дело в том, что у человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое).
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции.
В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
Статьи и публикации:
Основные принципы регуляции и функционирования клеток.
Рецепторы, типы рецепторов
Клетка является сложной открытой динамической системой, содержащей множество входов и выходов.
Рисунок 1. Системная модель клетки. Общие входы и выходы
В процессе жизнедеятельности клетка выполняет две основные задачи: обеспечивает по ...
Распространение изменений
потенциала в биполярных клетках и фоторецепторах
Фоторецепторы и биполярные клетки невелики по длине, поэтому локальный градуальный сигнал может эффективно распространяться от одного конца клетки до другого. Электрический сигнал, который отражает попадание света на фоторецептор, генерир ...
Основные звенья жизненного цикла рыб
Размножение и развитие рыб
· Развитие организма представляет собой совокупность количественных и качественных изменений в результате взаимодействия организма со средой. В индивидуальном развитии рыб можно выделить ряд крупных отрезков – ...