Эсхатологические мифологии не только подробно описывают посмертные состояния сознания или места обитания умерших, такие как небо, рай или ад, но и предлагают точную картографию, как руководство для умирающего в последовательных изменениях сознания, происходящих в критический период перехода в другую жизнь. TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT
Подобные системы верований, несомненно, обладают способностью смягчать страх перед смертью, а в своих крайних выражениях они даже предлагают обратное отношение ценностей земного и посмертного существования. Для индусов непросвещенная земная жизнь является состоянием отчуждения, заключения, заблуждения, в то время как смерть несет воссоединение, духовное освобождение и пробуждение. Смерть дает индивидуальному Я возможность порвать с мировой иллюзией и обрести божественную сущность. В религиозно-философских системах, отводящих большую роль перевоплощению, таких как индуизм, буддизм, джайнизм и тантризм, умирание может рассматриваться как более важное состояние, чем жизнь. Знания об опыте, связанном с умиранием, и правильное отношение к нему могут оказать радикальное влияние, как на будущее воплощение, так и на настоящую жизнь.
Смерть иногда рассматривается как шаг на более высокую ступень духовной или космологической иерархии, продвижение в мир почитаемых предков, могущественных духов, полубогов. Она связана с переходом из земной жизни, полной страданий и проблем, в блаженное существование в солнечной обители или в царстве богов. Чаще концепция загробного существования дихотомична и включает в себя полярные представления: ад и рай. Посмертный путь души сложен и труден. Таким образом, важно быть хорошо подготовленным к приходу смерти. По меньшей мере, необходимо знание картографии и законов загробного существования.
Для многих традиций характерно убеждение в том, что, готовясь к смерти, человек должен сделать больше, чем просто приобрести знания о процессе умирания. Разработаны способы изменения сознания с применением психоделических средств и нефармакологические методики, сделавшие реальной экспериментальную «тренировку умирания». Психологическое столкновение со смертью бывает настолько убедительным и потрясающим, что его практически невозможно отличить от истинного биологического конца. Опыт завершается ощущением духовного перерождения. Это основной момент инициации в шаманстве, посвятительных обрядов и религиозных мистерий. Подобная символическая смерть не только дает глубокое осознание непрочности биологического существования, но и облегчает духовное прозрение и проникновение в трансцендентную природу человеческого сознания.
Литературные источники, известные нам как Книги мертвых, дают умирающему точные и подробные наставления. Самые знаменитые из этих книг – Египетская и Тибетская, хотя подобная литература есть и в индуистской, мусульманской и среднеамериканской культурных традициях. В средневековой Европе этой теме были посвящены многочисленные труды, известные под общим названием искусство умирания. Поскольку человек способен при жизни испытывать состояния сознания, связанные с умиранием, эти тексты могут служить и руководством для медитации и инициации.
Таким образом, в древности и в эпоху доиндустриальной культуры умирающий человек был вооружен религиозными и философскими представлениями, превосходящими смерть, и, возможно, имел предшествующий опыт пребывания в измененных состояниях сознания, включая символическую встречу со смертью. Приближение смерти он встреча в кругу близких, получая поддержку и утешение от членов семьи, клана или племени, а иногда даже специальное компетентное руководство на последовательных стадиях умирания. Средний западный человек перед смертью оказывается в совершенно иной ситуации. Религиозное учение о загробной жизни дискредитировано материалистической наукой и рассматривается лишь в отношении к истории и географии. Религиозная жизнь в значительной степени имеет только внешние проявления, потеряв связь с изначальными внутренними источниками. Образованный западный человек, как правило, считает веру в сознательную жизнь после смерти и в посмертный путь души проявлением примитивного страха и суеверия людей, лишенных преимущества научных знаний. В картезианско-ньютоновском мировоззрении сознание – продукт деятельности головного мозга, и поэтому оно прекращает существование в момент физической смерти. И хотя существую разногласия по поводу того, что считать смертью – остановку сердца или прекращение электрической активности головного мозга, - идея сознательной жизни после смерти оказывается несовместимой с материалистической наукой.
Статьи и публикации:
Первичные и вторичные сукцессии. Характеристика. Методы изучения динамики
растительности
По типу развития растительного покрова сукцессии бывают первичными и вторичными.
Сукцессии могут начинаться на участках, полностью свободных от растительного покрова и не сохранивших семенных зачатков растений (первичные сукцессии). Обра ...
Секвенирование генома
Исходя из размеров генома и количества генов понятно, что задача полного секвенирования генома решается быстрее в случае микроорганизмов в отличие от высших эукариот. К настоящему времени полностью секвенирован геном нескольких десятков в ...
Особенности строения, биологии и экологии Моллюсков, связанные с их образом
жизни. Филогенез
В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой), пищевод, желудок с пищеварительной железой ...